Трибуна
14 мин.

Главный голос Тур де Франс. Кто он?

Тур де Франс 2025 года является особенным для России, поскольку с момента ухода телеканала Eurosport и всего семейства Discovery, официального вещателя велоспорта на территории страны не было. Понятно, что фанаты шоссейных баталий находили различные способы обойти этот запрет, но глобально для широкой аудитории доступ был ограничен.

Поэтому тот факт, что большинство крупных гонок, включая и сам Тур де Франс, теперь можно смотреть в удобное время в полном объеме на Okko – огромный шаг вперед. Разумеется, это не бесплатно, и в онлайн-кинотеатрах бывают накладки, но такой вариант – намного лучше, чем никакой. Тем более, что ребята постарались, пригласили привычных комментаторов Андрея Кондрашова и Отара Мамучашвили, и чтобы нивелировать некоторые их огрехи, поставили им в пару в качестве экспертов Павла Хамидулина и Алексея Сивакова, отца гонщика UAE Team Emirates. В студии перед стартом присутствовал бывший президент федерации велоспорта России Вячеслав Екимов.

Впрочем, несмотря на большую проделанную работу, мы прекрасно понимаем, что многим фанатам велоспорта не хватает главного голоса – того, с кого для многих и началось знакомство с шоссейными гонками – Сергея Курдюкова, который по-прежнему эксклюзивно работает для Eurosport из своей, ставшей ему родной, Италии. И учитывая какое влияние «мэтр» имеет на телеканале, получая все топовые трансляции, зазвать его на Okko практически нереально. Но тут уж фанаты велоспорта способны сами выбрать тот комментарий, который им ближе по душе. И то, что такой выбор в принципе существует – это здорово, пусть и со всеми сопутствующими ограничениями и платными услугами.

Однако, когда мы в этом выпуске говорим о главном голосе велоспорта и его самой престижной гонки Тур де Франс, то речь совсем не о Сергее Курдюкове или ком-то из его коллег, а о человеке, который на протяжении сорока лет присутствовал непосредственно на месте событий. Он родился в Нормандии, и именно там получил шанс всей своей жизни. Подробнее об этом и анонс ближайших трех этапов «Большой Петли» читайте далее, но сначала вспомним положение в основных классификациях гонки.

Генеральная классификация (Maillot Jaune): 1. Матье ван дер Пул (Нидерланды|Alpecin), 2. Тадей Погачар (Словения|UAE) +0:04, 3. Йонас Вингегор (Дания|Visma) +0:06, 4. Кевин Вокелан (Франция|Arkea) +0:10, 5. Маттео Йоргенсон (США|Visma) +0:10

Очковая классификация (Maillot Vert): 1. Джонатан Милан (Италия|Lidl-Trek) – 81 балл, 2. Биниам Гирмай (Эритрея|Intermarche) – 77, 3. Тим Мерлир (Бельгия|Quick-Step) – 63

Горная классификация (Maillot a Pois): 1. Тим Велленс (Бельгия|UAE) – 3 балла, 2. Тадей Погачар (Словения|UAE) – 3, 3. Бенжамен Тома (Франция|Cofidis) – 2

Молодежная классификация (Maillot Blanc): 1. Кевин Вокелан (Франция|Arkea), 2. Джозеф Блэкмор (Великобритания|Israel) +0:31, 3. Оскар Онли (Великобритания|Picnic) +0:39

Кевин Вокелан – лучший молодой после первых дней гонки

8 июля (вторник). Амьен – Руан, 174 км (холмистый этап). Трансляция: 14:00-19:00 мск

Если третий этап в некотором смысле повторял сюжет первого, то четвертый – аналог второго, только несколько усложненный, поскольку на последних 30 километрах гонщиков ждет сразу четыре коротких, но достаточно крутых холма.

Впрочем, отдельно хотелось бы отметить еще один подъем, который встретится на пути гонщиков чуть раньше. Его цифровые показатели довольно скромны, и при прочих равных никто не обратил бы на него внимания, однако, его название говорит само за себя – Кот Жак Анкетиль (3,5 километра со средним градиентом 3,6%). Действительно, выдающийся французский велогонщик, пятикратный чемпион Тур де Франс и победитель всех трех Гранд-Туров имеет свой собственный подъем в Нормандии с памятной табличкой, установленной в его честь наверху. Объясняется это довольно просто – возле вершины находится замок, принадлежавший Жаку Анкетилю.

Примерно двести лет назад Жюль Мопассан, дед знаменитого французского писателя, приобрел здесь поместье площадью 130 гектаров и построил на нем дом в итальянском стиле, который стал местом встреч для научной и творческой элиты. Затем он переходил из рук в руки, немного достраивался, пока, наконец, в 1961 году его ни приобрел легендарный велогонщик, где впоследствии часто проводил время вплоть до самой своей смерти от рака желудка. Сейчас этот замок по-прежнему принадлежит семье Анкетиля, и там устраиваются различные мероприятия и приемы.

Замок Жака Анкетиля

Среди четырех оставшихся подъемов также есть один, который связан с выдающимся гонщиком в истории Тур де Франс. Речь идет о восхождении на Кот-де-Бонсекур (900 метров со средним градиентом 7,2%). Гору прославил в 1947 году Жан Робик, именно здесь совершивший свой решающий отрыв в заключительный день гонки на этапе, финишировавшем в Париже.

Это был первый послевоенный Тур, и Робик не вошел в состав сборной Франции, где делали ставку на более опытного Рене Вьетто. Поэтому он смог заявиться только как участник команды Запада, состоявшей преимущественно из бретонцев, как и сам Жан. Впрочем, даже среди своих он не пользовался большой популярностью из-за своего довольно скверного характера. К примеру, именно Робик называл Луисона Бобе, одного из своих ключевых соперников, «Луизеттой Бонбон», поскольку считал того плаксивым и капризным.

К последнему преимущественно равнинному этапу до Парижа Робик подходил с отставанием от лидера гонки в 3 минуты. На Кот-де-Бонсекур он вместе с французом Фахляйтнером скинул желтую майку. Они стали вместе работать, доведя преимущество до нужного временного гандикапа. А далее, примерно за 140 километров до финиша, Робик прямым текстом предложил сделку: «Ты сам не сможешь выиграть Тур, поскольку я тебя не отпущу. Но если мы будем работать вместе, то гарантирую, что поделюсь с тобой премией в 100 тысяч франков».

Партнера по отрыву предложение настолько соблазнило, что к финишу в Париже они привезли лидеру более 13 минут, и Робик на последнем этапе вырвал победу, так ни разу и не одев желтой майки. Впоследствии подобная история случилась на Тур де Франс еще лишь раз в истории – в 1968 году, когда Ян Янссен впервые стал лидером только в заключительный день гонки.

Возвращаясь на маршрут, уточним, что фактически все последние подъемы проходятся уже в окрестностях или даже самом Руане – финишном городе, где и скоропостижно скончался Жак Анкетиль. А ведь за 30 лет до этого он выиграл здесь свой первый этап Тур де Франс. Сейчас же одна из набережных Руана на реке Сена носит имя легендарного велогонщика.

Из интересного, о чем говорил директор гонки Крситиан Прюдомм, стоит отметить тот факт, что в первой более равнинной половине этапа есть возможность довольных сильных ветров, способных сформировать эшелоны. Однако, учитывая панчерскую развязку этапа, скорее всего команды не станут специально тратить силы для изоляции соперников в начале дистанции, а сконцентрируются как раз на непредсказуемом финале. Сбежит ли во вторник кто-нибудь, как это сделал Жан Робик на Кот-де-Бонсекур? Правда, если сенсационному чемпиону Тур де Франс тогда еще оставалось почти две сотни километров до финиша, то сейчас почти в десять раз меньше.

Маршрут 4-го этапа Тур де Франс

9 июля (среда). Кан – Кан, 33 км (индивидуальная разделка). Трансляция: 13:45-19:15

За ночь гонщики переберутся из столицы Верхней Нормандии в главный город Нижней – Кан. В 1950-е и 60-е годы практические ни один выпуск Тур де Франс не обходился без заезда в этот город, но в последнее время он стал редким гостем на большом празднике велоспорта. В предыдущий раз Кан принимал финиш этапа 19 лет назад, когда Оскар Фрейре в спринтерском поединке опередил Тома Бонена.

В этом году Кану доверили принять и старт и финиш, поскольку здесь пройдет равнинная индивидуальная разделка. Такая честь одной из столиц Нормандии выпала из-за празднования тысячелетнего юбилея. Правда, речь в данном случае идет не об основании города, как это принято, а о его заметном подъеме при Вильгельме Завоевателе. Притом поскольку процесс этот довольно длительный, за точку отсчета было решено взять дату, когда его латинское название Cadomus впервые было официально упомянуто в документах, хотя доподлинно известно, что существовало поселение и до этого.

Сейчас из-за большого количества церквей Кан называют «городом ста шпилей». Фактически это перефразированная мысль, встречающаяся в произведении Виктора Гюго «Осенние листья», где автор описывает соседнюю нормандскую столицу следующим образом: «Друзья! Так вот он, Руан, город со старыми улицами, со старыми башнями, остатками исчезнувших рас, город со ста колокольнями, звенящими в воздухе». И теперь есть целая ассоциация городов, которые принято именовать подобным образом, среди которых Руан, Кан, Дижон, Реймс и еще несколько мест во Франции. Более того, такая практика распространилась и за пределы страны. Например, «городами сотни шпилей» считаются также Прага, Льеж или Монреаль.

Возвращаясь непосредственно к разделке отметим, что она спрофилирована под чистых специалистов этого вида программы, читай, под Ремко Эвенпула. На 33-х километрах общий набор высоты составляет всего около 200 метров, крутых поворотов совсем немного, а вот длинных прямых – более, чем достаточно. Непосредственно по самому городу с его узкими улочками пролегает менее четверти всего маршрута, все остальное – окрестности с качественными широкими дорогами.

Символ въезда и выезда из города в среду можно будет считать канский Мемориальный музей, посвященный событиям Второй мировой войны. Особенность его заключается в том, что вход в него обрамлен с одной стороны флагштоками стран, участвовавших в битве за Нормандию, а с другой стороны «камнями основания», извлеченными из земли каждой из них. Особое внимание всегда вызывает булыжник из Норвегии, который в отличие от других не был как-то специально обработан, а вовсе даже покрыт мхом. Тем самым, скандинавы в очередной раз продемонстрировали свое абсолютное уважение к естественности жизни.

Мемориальный музей в Кане

Другим символом окраины города станет белоснежная радиовышка TDF с кучей антенн наверху. Говорят, что с расширением городской застройки жители новых кварталов запрашивали исследование, которое бы измерило вредные излучения, исходящие от конструкции. Однако, после всех проверок никаких нарушений выявлено не было, и башня продолжила выполнять свою функции FM-передатчика и ретранслятора мобильной связи.

За пределами Кана ярких достопримечательностей организаторам зацепить удалось не так много. Отметить хотелось бы, пожалуй, небольшой городок Керон с замком XVIII века, который во время Второй мировой войны служил госпиталем и резиденцией сначала для немецких солдат, а затем и для войск союзников, в том числе там жил и генерал де Голль. Расположенная во внутреннем дворике голубятня насчитывает уже более пятисот лет и является охраняемым историческим памятником. А еще в Кероне есть дольмен Пьер Турнересс. Согласно легенде, камень обладает способностью вращаться вокруг своей оси.

Трудно сказать насчет чудес природных, но никаких чудес на трассе не хочет видеть Ремко Эвенпул. Бельгиец, в целом, не скрывал, что очень рассчитывает на то, что на разделке в Кане одержит победу и сможет захватить желтую майку лидера, попытавшись сохранить ее как минимум до конца первой недели. А вот уже когда пойдут большие горы, только ноги дадут ответ, какое сопротивление бельгиец сможет оказать суперфаворитам – многократным чемпионам Тур де Франс. Но, как мы знаем, уже после первого этапа план был скомкан и выброшен на помойку из-за того, что Ремко прозевал эшелоны и на ровном месте проиграл 40 секунд. Сможет ли он достаточно много отыграть у Йонаса и Тадея в среду – посмотрим…

Маршрут 5-го этапа Тур де Франс

10 июля (четверг). Байе – Вир-Норманди, 201 км (холмистый этап). Трансляция: 13:15-19:00

В четверг особый день для любителей настоящих холмистых классик. Маршрут протяженностью свыше 200 километров изобилует подъемами и спусками, и хотя полноценных гор в Нормандии не нашлось, общий набор высоты за день составляет порядка 3500 метров по вертикали, что вполне соответствует уровню среднегорного этапа. Неслучайно же эти места называют Нормандской Швейцарией, тем более, что и финиш будет также в подъем.

При таком холмистом профиле спринтерский финиш организаторы обустроили уже на 21-м километре пути, пока все главные фавориты в борьбе за зеленую майку еще в строю. Расположили его в небольшом городке Виллер-Бокаж, в период Второй мировой войны ставшим местом ожесточенного танкового сражения. Особую роль в нем сыграл гауптштурмфюрер Михаэль Виттман, который немецкой пропагандой был назван одним из национальных героев. Утверждалось, что за время войны он уничтожил более сотни танков противника. Тем не менее, локальный успех его группы лишь отсрочил неминуемый печальный конец для войск СС, а сам Виттман всего через пару месяцев погиб во время битвы за Нормандию.

На 75-м километре пелотон проедет городок с мелодичным названием Сент-Онорин-ла-Шардон и направится в сторону Флера, и это не случайность. Все эти места были рекомендованы организаторам к посещению гонщиком-философом Гийомом Мартаном (со степенью магистра и несколькими опубликованными работами, получавшими даже престижные премии во Франции), поскольку в первом он родился, а во втором учился. Экс-горный король Вуэльты с удовольствием поделился особенностями местных дорог и подсказал, как лучше проложить маршрут. Так что в Сент-Онорин-ла-Шардон, где находится фан-клуб Мартана, мы наверняка увидим красочное приветствие местному любимцу.

На 136-м километре гонщики проедут еще одно место, напрямую связанное с Тур де Франс и его окружением. Речь о коммуне Мортен-Бокаж, где родился главный голос этой гонки Даниэль Манжес, который на протяжении сорока лет комментировал самую престижную гонку мира с места событий с 1974 по 2014 годы.

Даниэль Манжес работал на Туре с 1974 по 2014 годы

Родился Даниэль в велосипедной семье, поэтому свою первую гонку посмотрел в возрасте четырех лет. И хотя он с детства мечтал стать журналистом, поначалу его основным местом работы была пекарня, в которой Манжес трудился около десяти лет. Параллельно по мере возможностей Даниэль старался комментировать региональные велогонки и охотно откликался на любые подобные предложения.

В итоге, его заметил заместитель директора Тур де Франс, проезжавший мимо одного из подобных мероприятий по делам. И в 1974 году он сделал Манжесу предложение стать помощником официального спикера гонки. Поначалу ему доверяли работать только на старте гонки и представлять гонщиков на индивидуальных разделках. Но на горном этапе до Пла-д’Эде у основного комментатора, сидевшего в машине впереди пелотона, возникли неполадки с транспортом, и Даниэлю в срочном порядке пришлось его заменить.

Тот репортаж прошел удачно, и спустя два года Манжес уже сам стал официальным голосом Тур де Франс. В его функции входило двухчасовое представление спортсменов на старте гонки, сопровождение гонки с караваном транспорта Тура и комментирование последних пятидесяти километров с места финиша. Хрипловатый голос Манжеса довольно быстро стал родным для публики, которая считала Даниэля ходячей энциклопедией велоспорта, поскольку он почти никогда не пользовался специальными записями, предпочитая импровизацию на основе имеющихся знаний.

Манжес в среднем комментировал около 200 велособытий в календарном году, преимущественно на гонках во Франции и Бельгии. После работы на сороковом юбилейном Тур де Франс в 2014 году Даниэля освободили от ответственной должности на «Большой Петле», однако, он продолжил периодически трудиться на менее крупных гонках. В частности, в прошлом году он с места событий комментировал соревнования чемпионата Франции по велоспорту. Но в феврале 75-летний Даниэль пережил инсульт, и были очень серьезные опасения относительно его здоровья.

К счастью, совсем недавно он снова вышел на связь в соцсетях и поделился совместным фото с тогда еще чемпионом страны Полем Лапейра, который презентовал ему свою триколорную майку. Кроме того, Манжес выразил надежду, что встретится со зрителями в августе на однодневной гонке Полинорманд, которая впервые была организована при его непосредственном участии в 1980 году, и с тех пор ее победителями становились многие известные гонщики: Бернар Ино, Люсьен ван Импе, Тон Ромингер, Ришар Виранк, Лоран Жалабер, Филипп Жильбер, Валентан Мадуас, Арно де Ли и многие другие.

Возвращаясь же, к маршруту шестого этапа, отметим, что именно в районе Мортена-Бокажа и начнутся основные категорийные холмы, первым из которых станет, собственно, сам Кот-де-Мортен (1,6 километра со средним градиентом 9,5%). Его также называют Кот-314, поскольку это высота, которую ценой больших человеческих жертв удерживали американские войска во время контрнаступления немцев при проведении операции «Люттих». Впрочем, несмотря на отчаянные приказы Гитлера удерживать Нормандию всеми силами, у войск СС не оказалось достаточно ресурсов для их выполнения.

Перечислять все подъемы, которые встретятся на пути гонщиков в финишный городок Вир-Норманди, пожалуй, нет смысла, поскольку они не имеют какой-то богатой истории, а их цифровые показатели вы легко можете увидеть на профиле этапа. Отметим лишь, что развязка представляет из себя некатегорийное восхождение протяженностью 700 метров со средним градиентом свыше 10%.

Вир-Норманди пользовался огромной популярностью на «Большой Петле» в 1930-е годы, однако, после этого принимал финиш этапа Тур де Франс лишь раз – в 1997 году, когда победу праздновал Марио Чиполлини. Впрочем, в четверг об успехах классических спринтеров речи не идет – в приоритете будут генеральщики и классики-панчеры, желательно умеющие еще и быстро финишировать из небольшой группы.

К слову, возвращение самой престижной гонки мира в Вир-Номранди вряд ли связано с тем, что организаторы соскучились по местному деликатесу, колбаскам андуй из свиных потрохов. Скорее дело в том, что ключевой разработчик маршрутов Тура и бывший гонщик Тьерри Гувеню родом именно отсюда, поэтому директор гонки Кристиан Прюдомм подобным благородным жестом уважил своего коллегу во время путешествий по Нормандии.

Маршрут 6-го этапа Тур де Франс

От автора: Комментатор велоспорта – особенная профессия, поскольку на протяжении многих часов тебе нужно что-то рассказывать, при этом никто не гоняет шайбу, не забивает голы и не загоняет мяч в аут. И выбор приятного тебе сопровождения велогонки – исключительно дело вкуса, пусть даже это интершум. Мы лишь надеемся, что велоспорт будет все чаще появляться в поле зрения массового зрителя, а наши статьи – в популярных на Спортс’’. ;)

Не забывайте делиться с нами плюсами, комментариями, донатами и подписывайтесь на блог VeloMajka. Вернемся в четверг с большим анонсом конца первой нестандартной недели Тур де Франс.  

Photo: francebleu-fr, l-evenementiel-com, cyclingnews-com, en.normandie-tourisme-fr, media.ouest-france-fr